Учет физического износа авто при расчете стоимости ремонта

Учет физического износа авто

Кто сталкивался с вопросом получения страхового возмещения за ущерб, причиненный автомобилю, обращал внимание на то, что довольно часто реальная стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля и сумма полученного страхового возмещения достаточно сильно различаются. А связано это в первую очередь с тем, что при расчете стоимости деталей, которые нужно заменить в ходе восстановительного ремонта, применялся коэффициент физического износа (далее — Коэффициент).

Определение понятия «физический износ» приведен в Методике товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств (далее — Методика). Так, согласно п.1.6. Методики под понятием «физический износ» понимают потерю стоимости колесного транспортного средства (то есть автомобиля), его составляющих, которая обусловлена ​​частичной или полной потерей первоначальных технических и технологических качеств колесных транспортных средств, его составляющих, по сравнению со стоимостью нового подобного колесного транспортного средства или его частей.

Если речь идет об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (далее — ОСАГО), то необходимость применения такого Коэффициента предусмотрена статьей 29 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (далее — закона об ОСАГО). Если говорить о добровольном страховании авто (далее — КАСКО), то в некоторых договорах может быть не предусмотрено применение такого Коэффициента при расчете стоимости восстановительного ремонта, а в других наоборот.

Это обусловлено тем, что, во-первых, Законом Украины «О страховании» не предусмотрена обязанность страховых компаний при расчете размера страхового возмещения применять Коэффициент к стоимости поврежденных деталей, подлежащих замене. Такой же нормы не предусмотрено и Гражданским кодексом Украины. Во-вторых, в договоре КАСКО может быть предусмотрено, что размер страхового возмещения может определяться не только на основании Методики, но и, например, на основании калькуляции самой страховой компании, где соответственно при расчете страховая компания может не применять Коэффициент. В-третьих, страховые компании применяют положения Методики (которой и предусмотрено в определенных случаях применение Коэффициента физического износа) в случаях определения размера страхового возмещения на основании заключения эксперта.

Все это дает возможность страховым компаниями при страховании по КАСКО предусматривать возможность применения или неприменения Коэффициента.

Коэффициент авто может иметь различные показатели, а в некоторых случаях даже равняться нулю. Методикой определено, что Коэффициент авто, его составляющих (далее — авто/автомобиль) может быть равен нулю в случаях если:

  • срок эксплуатации авто производства стран СНГ не превышает 5 лет;
  • срок эксплуатации других легковых авто не превышает 7 лет;
  • срок эксплуатации грузовых авто, прицепов, полуприцепов и автобусов производства стран СНГ не превышает 3 года;
  • срок эксплуатации других грузовиков, прицепов, полуприцепов и автобусов не превышает 4 года.

Однако, как известно из каждого правила существуют исключения. В данном случае исключения также имеют место. Так, несмотря на то, что Ваш автомобиль эксплуатировался меньший срок чем указано выше, однако к Вашему авто может быть применен определенный Коэффициент в случае если:

  • Ваше авто используется в интенсивном режиме (применение данного исключения возможно лишь в случае, если пробег Вашего автомобиля будет минимум вдвое больше нормативного);
  • относительно составных частей Вашего авто осуществлялся восстановительный ремонт, или же они имеют повреждения в виде деформации или коррозии;
  • Ваш автомобиль использовался в качестве такси.

Понятие «стоимость восстановительного ремонта» включает в себя две составные части, а именно стоимость деталей, которые будут заменены в ходе восстановительного ремонта и стоимость самих ремонтных работ.

Немаловажным является то, что Коэффициент применяется исключительно к стоимости поврежденных деталей и подлежащих замене. Поэтому, следует обращать внимание на стоимость чего именно страховой компанией был начислен Коэффициент. Если страховая насчитала Коэффициент на всю стоимость восстановительного ремонта, то это первое из оснований обжалования действий страховой компании.

Как отмечалось выше, Коэффициент применяется исключительно к поврежденным частям автомобиля и тем которые подлежат замене. Здесь также следует быть внимательным. Например, после дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) у Вас поврежден капот автомобиля. При этом у нас имеется определенная деформация крышки багажника автомобиля. Страховая компания при осмотре авто обнаруживает эту вмятину и применяет Коэффициент к стоимости капота, который подлежит замене. Такие действия страховой компании также является основанием для их обжалования, поскольку будет происходить замена только капота, и именно к стоимости капота должен быть применен коэффициент физического износа, а про багажник речи вообще не было.

Как ранее отмечалось в случае, если речь идет о страховании по КАСКО, страховые компании иногда могут и не применять Коэффициент, хотя такой износ должен был быть применен. Согласно законодательству, при страховании, к страховщику после выплаты страхового возмещения переходит право требования в отношении лица — виновника причинения вреда. А потому, если Вы являетесь виновником ДТП, и страховая компания пострадавшего рассчитала и выплатила пострадавшему страховое возмещение без учета физического износа, хотя такой износ должен был быть применен, то страховая компания обратится к Вам с регрессом именно на эту сумму.

Хотя осуществление страховой компанией страхового возмещения своему клиенту в указанном размере и не противоречит законодательству, но обращение к виновнику ДТП с регрессным требованием на такую ​​сумму будет нарушением, а сумма регрессного требования в части неучтенного размера Коэффициента подлежит обжалованию. Ответственность виновника ДТП за причиненные в результате ДТП убытки ограничивается исключительно реальным размером убытков, то есть разницей между стоимостью авто до ДТП и после ДТП. Если говорить более простым языком, то ответственность виновника ДТП, ограничивается стоимостью восстановительного ремонта авто. При этом при расчете стоимости восстановительного ремонта, если для этого существуют предпосылки, следует применять Коэффициент.

Особое внимание следует обратить на применение Коэффициента к авто, которым более 10 лет, поскольку на сегодня у нас многие водители пользуются именно такими авто.

Обращаясь к Методике можно увидеть, что если Вашему автомобилю более 12 лет, то к Вашему авто будет применен максимальный размер Коэффициента — 0,7, что составляет 70% от стоимости детали, которая подлежит замене. Однако, из этого правила также существует исключение, которым предусмотрено, что в случае, если за два года до дня наступления ДТП был осуществлен капитальный ремонт авто, то по такому авто не может быть применен Коэффициент 0,7, а применяется не более 0,5 (то есть 50% от стоимости детали подлежащей замене).

Неосведомленность в этом вопросе может привести к тому, что размер страхового возмещения, которое Вы получите может быть меньше чем должно быть. То же касается и регрессных требований страховщика к Вам, а потому Вам придется платить больше чем на самом деле были причинены убытки. Для того чтобы не пропустить определенной мелочи, и не создать себе в будущем еще больше проблем связанных с этим ДТП, следует всегда обращаться к страховому юристу. Он проконсультирует Вас по вопросам действий при ДТП, относительно взаимодействия со страховыми компаниями, а также окажет юридическую помощь в получении страхового возмещения или же защитит от регрессных требований страховых компаний.

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Задать вопрос online